Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Стратегические инициативы для сессии

Страт сессия для компании

Раз в год разные команды «Фацер» собираются вместе, чтобы проанализировать текущие цели и принятую стратегию.

 Силья Кудел обсуждает подробно подготовку стратегической сессии с руководителями.

"Для ведения бизнеса в условиях нынешней экономики нужен четкий маршрут. Когда меняются обстоятельства или бизнес-среда, нужно пересматривать и намеченный путь".

Куда следуем дальше, Fazer?

В этом, по сути, и состоит процесс пересмотра годо­вой стратегии «Фацер»: проанализировать, где мы сейчас находимся, и в каком направлении хотим двигаться. Для этого и заказываем проведение стратегической сессии.

Удостовериться, что «маршрут» выбран правильно, поставить небольшие цели на каждом этапе, которые обеспечат движение в нужном на­правлении.

Стратегию можно сравнить с планированием пу­тешествия.

Этот план включает место назначения, то есть цель, к которой мы движемся, а также различные маршруты и сред­ства передвижения, - Хели Арантола, старший вице-президент по развитию стратегии и коммерческому раз­витию.

- Годовые цели и ключевые показатели эффективности (KPI) - ориентиры, которые помогают нам придерживаться нужного направления, совершать правильные действия, и совершать их правильно».

 "Фацер» доста­точно успешен по сравнению со многими компания­ми благодаря тому, что еда и продукты питания – универ­сальный товар…»

 

Все любят хорошую еду

Но почему нужно постоянно менять маршрут?

«Наша стратегия остается в силе до тех пор, пока она не ну­ждается в корректировке.

Это не привязано к годово­му циклу, а скорее зависит от рынка, клиентов и потре­бителей. Нужно ориентироваться на изменения биз­нес-среды, а также постоянно оценивать возникающие трудности и новые возможности», - поясняет Хели.

Что касается возможностей, то «Фацер» достаточно успе­шен по сравнению со многими компаниями благода­ря тому, что еда и продукты питания - универсальный товар, а также благодаря востребованности ресторанов и кафе.

Наша задача - суметь воспользоваться повы­шенным интересом к еде и ко всему, что с ней связано.

«В пищевой индустрии всегда есть место развитию, как на разных географических рынках, так и в разных бизнес-направлениях. Возможности для умеренного роста можно найти во многих сферах.

Не во всех индустриях такое возможно», - говорит Хели.

Предупрежден - значит вооружен

Раз в год представители разных команд «Фацер» соби­раются вместе, чтобы проанализировать текущие цели и пришлую стратегию и проверить, не требуются ли какие-нибудь изменения в планах.

В первую очередь анализи­руется бизнес-окружение: это нужно для понимания бу­дущих тенденций рынка и предпочтений потребителей.

«Мы изучаем, какие тенденции будут популярны, и как мы можем использовать их в своих интересах.

  На­пример, мы анализируем роль еды в жизни современ­ного человека, как меняются привычки потребления пищи во время завтраков, обедов или перекусов», - про­должает Хели.

  Кроме того, мы должны понять, как меняется поведе­ние потребителей при покупке продуктов питания в су­пермаркетах и обычных магазинах, а также при выборе блюд в кафе и ресторанах.

Снэки - отличный пример таких изменений: в эту продуктовую категорию можно включить целый ряд альтернативных продуктов, одна­ко многие из них не продаются через наши традицион­ные розничные каналы.

«Затем мы анализируем целесообразность страте­гии.

Если мы находим новые возможности на рынке, то задаемся вопросом: есть ли у «Фацер» все необходимое, чтобы ими воспользоваться?» - делится подробностя­ми Хели.

  • Здесь нужно обсудить многие моменты:
  • Зна­ем ли мы новые каналы поставок?
  • Есть ли у нас необхо­димые поставщики?
  • Как изменится наш маркетинг?

«В на­шей стратегии должно быть четко описано, почему мы можем сделать что-то лучше, чем конкуренты, и какие у нас для этого есть предпосылки», - подчеркивает Хели.

Пятилетний план

Последний шаг, самый главный, - разработка стратеги­ческих инициатив на пять лет.

«Они (инициативы) делятся на проекты и этапы сроком на год для всех подразделений «Фацер», во всех странах, где компания ведет свою деятельность.

Таким образом, мы можем контролировать исполнение нашей стратегии повсеместно и видеть стратегию в дей­ствии», - объясняет Хели.

Другими словами, «Фацер» определяет конкретные действия, которые сотрудни­ки каждого подразделения должны сделать приоритетными для достижения желаемых целей.

«В идеале все сотрудники «Фацер», включая менеджеров, производ­ственный персонал и сотрудников ресторанов, могут со­относить свои повседневные задачи и решения с этими инициативами.

Это хороший повод спросить себя:

  • Спо­собствует ли то или иное действие тому, чтобы компа­ния двигалась в правильном направлении?
  • Есть ли что- то, что нужно перестать делать?
  • Есть ли другой способ ведения деятельности, с помощью которого мы быстрее достигнем своей цели?

 

Преимущество четко обозначен­ной стратегии в том, что она помогает нам определить, куда стоит направлять свое время и ресурсы каждый день», - отмечает Хели.

 

Различные рынки

Но почему каждому подразделению «Фацер» нужен отдельный план?

«Мы получаем разные ответы на стратегические вопросы по каждому виду бизнеса. Рынок определяет конкурентную площадку, на кото­рой мы работаем и сталкиваемся с различными игро­ками и правилами.

Каждому подразделению нуж­на собственная тактика действий», - отвечает Хели. Но это не значит, что однажды разработанная стра­тегия выполняется пункт за пунктом.

«Способы реа­лизации стратегии должны быть частью ее обсужде­ния. При выборе маршрута нужно знать, как вопло­тить его в жизнь. Наши инициативы всегда находятся в процессе реализации, даже тогда, когда мы прово­дим ежегодный пересмотр стратегии.

Это взаимосвя­занные процессы - действия, оценка и внесение из­менений», - информирует Хели.

Кто разрабатывает стратегию

Одна из ключевых задач пересмотра стратегии - за­действовать наибольшее количество профессионалов, чтобы получить разнообразные мнения. «Благодаря привлечению экспертов «Фацер» из разных функций и разных стран мы получаем широкий спектр оценок и практических примеров. Это гарантия того, что наша стратегия будет продуманной и не потеряет актуально­сти в будущем», - утверждает Хели.

При выборе стратегии нужно знать, как воплотить его в жизнь

Одним из экспертов, принимавших участие в обсуж­дении стратегии в марте прошлого года в Вантаа, была Леа Вильянен, старший инспектор отдела поставок Хлебопекарного подразделения «Фацер». Как профес­сионал почти с 30-летним стажем работы, она высказа­ла свое мнение но ряду экономических и производствен­ных вопросов, сидя за одним столом с руководителями хлебопекарных подразделений «Фацер» в Финляндии, Швеции и России, а также с руководителями отдела по­ставок и командой, занимающейся разработкой страте­гии компании. За рамками семинара команда экспер­тов активно общалась при помощи электронной почты и телефонных звонков.


Стратегические инициативы делятся на проекты и этапы сроком на год для всех подразделений «Фацер»

 

Воплощение идей

Леа считает, что такие семинары предоставляют прекрасную возможность оценить, каковы позиции «Фацер» по отношению к другим игрокам рынка: «Например, «Фацер» в Швеции не развивает направление замороженной продукции, а наши конкуренты это делают, и у них уже сильные позиции в магазинах. Благодаря семинару я поняла, насколько сложно запустить новую концепцию, которая была бы действительно крайне востребована нашими клиентами и потребителями».

По мнению Леа, семинары являются эффективным способом воплощения идей в повседневной работе на всех уровнях компании. Ее поддерживает Якоб Селин из Fazer Food Services в Швеции. Он участвовал в семи­нарах по обсуждению стратегии прошлой зимой и вес­ной. «Мы анализировали, в каких сегментах рынка мы можем расти, для каких сегментов имеет смысл раз­рабатывать новые бизнес-предложения. В результате стало ясно, что у нас есть разнообразные возможности для роста как в наших нынешних сегментах, так и в но­вых, - рассказывает Якоб. - Выходы в новые сегменты будут влиять на формирование ассортимента Fazer Food Services.

Для удовлетворения потребности разных кате­горий клиентов нам нужно стать более гибкими и бы­стрее реагировать на текущую ситуацию, внедряя но­вые методы приготовления пищи».

Наличие реальных целей и четкого представления о направлении, в котором движется компания, способ­ствует тому, что каждому сотруднику ясно, чего от него ждут, подчеркивает Якоб. «Мы точно знаем, что наш ры­нок будет меняться. Давайте возьмем инициативу в свои руки, станем во главе перемен и сделаем так, чтобы та­кой подход стал частью нашей повседневной работы!» - резюмирует Якоб.

 

Стратегические направления работы Фацер 

Общие

  • Соответствовать прогнозируе­мой рыночной конъюнктуре во всех странах деятельности
  • Внедрить новые оперативные модели и пересмотреть расходы
  • В течение первого полугодия разработать и обновить стра­тегии всех бизнес-направлений компании
  • Уделять первоочередное вни­мание производственной безо­пасности и качеству

Хлебопекарное подразделение

  • Внедрить концепцию бы­строзамороженных продуктов, увеличить продажи в данной категории на 12 %
  • Обеспечить эффективность цепочки поставок (рост 2)
  • Вернуть свои позиции на рын­ке свежего хлеба и инвестиро­вать в бренды 120 млн. руб.

Кондитерское подразделение

  • Воспользоваться уникальным положением «Фацер», добиться более динамичного роста, про­должать улучшать доходность на 5%
  • Сконцентрировать внимание на отдельных сегментах рынка и брендах ( рост 34 брендов на 8%)
  • Обеспечить высокое качество работы продаж, стимулировать рост имеющегося портфолио про­дуктов на 23%

Fazer Food Services

  • Определить потенциал роста в отдельных сегментах рынка с учетом услуг по организации питания, разработанных под за­казчика, развивать новые пред­ложения
  • Продолжать улучшать качество продуктов питания и обслужи­вания, сформировать культуру, ориентированную на результат
  • Переломить негативную ситу­ацию на сосредоточиться на рентабель­ности, работе с ключевыми кли­ентами и объеме продаж
  • Поддержать положительную динамику, сосредоточиться на росте и ин­теграции SMI

Кафе и рестораны

  • Улучшить рентабельность за счет более эффективного управ­ления сырьем и человеческими ресурсами
  • Внедрить новую концепцию кафе во всех подразделениях «Фацер»
  • Повысить привлекательность кафе и усовершенствовать диа­лог с потребителями

 

Fazer Mill & Mixes

  • Закрепить позиции за счет роста продуктов с добавленной стоимостью на международном рынке
  • Увеличить объем продаж про­дуктов из овса

Почему стратегия имеет значение для всех?

Тимо Партанен

Кондитерское производство Вантаа, Финляндия

Каковы наши ключевые преимущества в будущем?

Наш главный потенциал заключен в секторе розничной торговли. Наш бренд и портфолио продуктов хорошо известны и уважаемы потребителями во всех наших странах. Наши высококачественные продукты производятся высококва­лифицированными сотрудниками, которые любят свое дело и подхо­дят к нему ответственно.

С какими сложностями сталкивается компания?

Сложности будут всегда, просто они всегда разные. Мы должны анализировать бизнес-конъюнк- туру, предвосхищать изменения и адаптироваться до того, как мы будем вынуждены это делать не по своей воле. Мы стремимся быть ведущими, а не ведомыми.

 

Кто и как разрабатывает стратегию «Фацер»?

 В этот процесс вовлечены многие люди. Эксперты «Фацер» собираются вместе во время ежегодных стратегических семинаров, анализируют наши намеченные «маршруты» и ре­шают, нужно ли вносить в них изменения.

 

Сколько будет действовать новая стратегия?

Наша долгосрочная стратегия охватывает период в 4 года. Это большой отрезок времени, но мы не говорим, что она разрабо­тана раз и навсегда. Наоборот, мы считаем, что стратегия должна быть гибкой, ведь на пути к нашей конечной цели мы можем найти более удачные маршруты.

По-прежнему ли мы ориенти­руемся на азиатские рынки? У нашей кондитерской продукции достаточно сильные позиции в мага­зинах, расположенных в аэропортах Азии. Мы начали экспортировать шоколад в два китайских города, а с Японией и Кореей мы начали сотрудничать раньше. Эта часть стратегии развития Кондитерского подразделения не изменилась.

На каких продуктах мы планируем делать акцент?

Главные направления нашей дея­тельности были пересмотрены во время стратегических семина­ров, и в обновленной версии будет отражено, каким услугам и продуктовым категориям следует уделять первоочередное внимание.

 

Патрик Бергман

Менеджер ресторана Эребру, Швеция

 

Как мы работаем над тем, чтобы «Фацер» оставался привлекательным работодателем?

Наша кадровая политика стро­ится на грамотном управлении, развитии сотрудников, ротации кадров, концепции благополучия на рабочем месте, а также на постановке четких целей для каждого сотрудника, поощрении и стимулировании персонала.

 

Какие бренды будут представ­лены в ресторанном бизнесе, помимо «Фацер» и Amica?

У нас нет однозначного ответа на этот вопрос, пока не будут разрабо­таны стратегия и иерархия брендов Fazer Food Services. Этот процесс планируется завершить осенью.

 

На каких рынках «Фацер» планирует свое расширение?

Наше внимание будет сконцен­трировано на «домашних» рынках и на некоторых странах, в которые экспортируется наша продукция, что особенно актуально для конди­терского бизнеса и отчасти для хлебопекарного. По мере внедрения стратегии мы будем постоянно анализировать эффективность нашей деятельности и адаптировать наши решения к рыночным условиям.

Назад к списку